Форум » КОРОЛЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА » Гольшанский замок » Ответить

Гольшанский замок

admin: Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или корчма. Торговые ряды на рыночной площади и замок феодала на окраине. Церковь и костел, и старинный монастырь. Кресты и каплица на въезде с четырех сторон. Столетиями складывался здесь архитектурный ансамбль, придающий Гольшанам местечковый колорит. Сохранность объектов различна, но все они поддаются реставрации или консервации. Интересны Гольшаны и своей древней историей, и необычайной аурой, созданной обаянием здешней природы, гармоничностью архитектуры, мистичностью старинных легенд и современного фольклора. Основание Гольшан связывают с легендарным Гольшей и относят к 1280 году. Согласно “Хронике Быховца”, “…четвертый брат великого князя Наримунда, Гольша, перешел реку Вилию и нашел гору красивую между горами, и создал город, и назвал своим именем Гольшаны”. Потомки легендарного Гольши стали именоваться князьями Гольшанскими. Род был богатый и влиятельный. Подписи Гольшанских одними из первых стоят на важнейших дипломатических актах того времени. Мужчины рода Гольшанских занимали высшие государственные должности (друг и соратник Витовта Иван Альгимунтович), женщины побывали на великокняжеском и королевском престолах (жена великого князя Витовта праведная Ульяна, королева Польши, основательница династии Ягеллонов Софья). В 1481 году король польский и великий князь литовский Казимир Ягеллон едва не погиб от рук своих родичей Гольшанских. Православные князья Иван Гольшанский, Федор Бельский и Михаил Олелькович, недовольные привилегиями католиков, сговорились убить Казимира на свадьбе Бельского и захватить власть в стране. Буквально накануне исполнения заговор был раскрыт. До сих пор остается тайной, была это случайность или среди заговорщиков оказался предатель. Бельскому удалось бежать в Москву, а Гольшанский и Олелькович были арестованы и приговорены к смертной казни. Эти исторические события легли в основу одной из сюжетных линий “Черного замка Ольшанского” – известного романа Владимира Короткевича. Прообраз “черного замка” и сегодня можно увидеть на окраине Гольшан: поросшие кустарником руины с обрушенными сводами и полузасыпанными подземельями все еще хранят отпечаток былого величия и своеобразной мрачноватой красоты. Гольшанский замок был построен подканцлером Великого княжества Литовского Павлом Стефаном Сапегой. Гольшаны достались Сапегам в первой половине XVI века в качестве приданого последней княжны из рода Гольшанских. Замок сохранился лишь на треть, и сейчас трудно поверить, что во времена Сапег он считался одним из красивейших в Беларуси. По своей планировке Гольшанский замок напоминает Мирский: корпуса, сложенные из большемерного кирпича-“пальчатки”, образуют замкнутый четырехугольник, по углам которого возвышались шестигранные башни. Сохранились северо-восточный и северо-западный корпуса и две угловые башни. Во внутренний двор замка ведет арочный проезд. Напротив въезда заметны руины каплицы, первоначально вмурованной в противоположный корпус. В отличие от Мирского само здание Гольшанского замка не играло определяющей оборонной роли, хотя и сохранило многие черты более раннего оборонного зодчества. В этот период (XVI – первая половина XVII в.) в Беларуси получили распространение итальянская и голландская фортификационные системы, согласно которым линия обороны была перенесена со стен и башен на валы с бастионами. В Гольшанском замке использована голландская система с земляными валами и широкими рвами, которые заполнялись водой из ручья Карабель – притока Гольшанки. Отдаление линии огня от жилого здания позволило строить его как репрезентативную магнатскую резиденцию, пышный дворец с парадными залами, широкими лестницами, большими окнами. Под корпусами сохранились обширные сводчатые подвалы (сейчас в основном засыпанные). Второе по величине монументальное сооружение Гольшан – костел и монастырь, построенные Павлом Стефаном Сапегой для ордена францисканцев в начале XVII века в центре местечка. Костел был торжественно освящен 6 августа 1618 года во имя Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. Согласно инвентарю 1675 года, костел был прямоугольный в плане, с полукруглой апсидой и тремя куполами. В фундаторской каплице находилось мраморное скульптурное надгробие Павла Стефана Сапеги и трех его жен (сейчас в Музее древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Республики Беларусь). В 70-х годах XVIII века костел был частично разобран и перестроен. В виде, приобретенном после перестройки, он сохранился до нашего времени. Костел представляет собой трехнефную безапсидную прямоугольную в плане базилику. Передний и задний фасады завершены фигурными фронтонами, характерными для стиля барокко. В 50-е годы XX века костел был закрыт и разграблен. В результате практически полностью утеряна роспись XVIII века, за исключением фресок в боковом нефе (герб Сапег) и в главном алтаре (сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем). Роспись алтарной части выполнена особенно впечатляюще: мастерски нарисованные на плоской стене колоннады и аркады создают полную иллюзию полукруглой апсиды. С северо-западной стороны к костелу примыкает П-образное двухэтажное здание монастыря с внутренним двором без сквозного проезда. Монастырь построен по галерейной системе. На первом этаже размещались кухня, пекарня, кладовая, восковая, трапезная. Наверху были кельи и библиотека. В массивных монастырских стенах проходила система дымоходов, позволявших отапливать все помещения только от трех каминов. Сейчас камины и дымоходы засорены. В послевоенные годы, когда в здании размещался детский дом (с 1947 года) и вспомогательная школа-интернат (с 1962 года), вместо трех каминов пришлось построить 85 кафельных печей. За почти четыре столетия своего существования монастырь практически не перестраивался и сохранил свою первоначальную планировку. Из двух угловых шестигранных башен сохранилась одна, северная. Возможно, ранее в ней размещалась монастырская каплица. Местные легенды называют ее “башней призраков”: в помещении первого этажа с нервюрным сводом и глубокими нишами время от времени появляется тень Белой дамы. С 1990 года костел и примыкающая к нему часть монастыря переданы верующим. Здесь завершается ремонт. Большая часть монастырских корпусов занята филиалом Национального художественного музея. В нескольких помещениях открыта экспозиция, в остальных реставрационные работы заморожены из-за нехватки средств. Церковь Святого Георгия расположена несколько в стороне от бывшей Рыночной площади по Замковой улице. Первый камень в ее фундамент был заложен 25 июля 1900 года, освящение состоялось 26 ноября 1901 года. Церковь построена по типовому проекту православного храма второй половины XIX века, с характерной луковичной главкой над основным объемом и шатровым завершением колокольни. Церковь действующая. За столетие своего существования она ни разу не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер. На Замковой улице, на въезде со стороны Воложина, сохранилась столетняя трехъярусная каменная каплица с фигурой Христа, несущего крест. Недавно каплица отремонтирована. На дороге, ведущей к Борунам и Крево, в полутора километрах от Гольшан, даже среди высоких холмов Ошмянской гряды выделяются крутые, поросшие лесом склоны гольшанского городища XII–XIV столетий. По некоторым версиям, здесь находился деревянный родовой замок князей Гольшанских. Уже в 1554 году Гольшаны упоминаются как крупное ремесленное и торговое местечко. В это время тут действовали четыре корчмы, несколько заезжих дворов, ремесленные мастерские, пивоварни, водяные мельницы. На окраине местечка на реке Гольшанке сохранился деревянный остов водяной мельницы конца XIX века. Деревянные лавки и торговые ряды были сосредоточены на рыночной площади. В 30-е годы XX века между гольшанскими католиками и евреями – владельцами лавочек произошел конфликт. Прихожане костела были недовольны, что после базарных дней возле костела оставался мусор, и однажды, разозлившись, разрушили деревянные лавки, портившие вид площади рядом со святыней. В дело вмешались власти, состоялся суд, который вынес решение: разрешить евреям построить посередине площади солидные каменные торговые ряды. Торговцы побогаче заняли магазины со стороны фасада, победнее – сзади. В советское время торговые ряды были приспособлены под государственные магазины. Сейчас здание пустует, за исключением небольшой части, где разместилось частное мини-кафе в ретро-стиле, хотя с точки зрения развития инфраструктуры и привлечения туристов оно обладает значительным потенциалом. К 30-м годам XX века относится и характерная местечковая жилая застройка в центре Гольшан. Ранее на Замковой улице стояли ветхие деревянные дома. Хозяева-евреи застраховали их на крупные суммы. А потом вдруг случился большой пожар… На страховку были построены добротные дома-“мурованки” из кирпича, крытые оцинкованной жестью. Двери торцовых фасадов выходили прямо на улицу, потому что в каждом доме была или лавка, или мастерская. В рядовой застройке выделяется “гмина” – административное здание времен, когда Западная Беларусь входила в состав Польши. Многие дома на Замковой улице сохранились практически без перестройки до нашего времени. В книге “Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии” Владимир Чантурия писал: “Гольшаны… это своеобразный музей под открытым небом, который собрал в своей экспозиции типичные приемы застройки земельных участков и традиционные типы жилья, присущие району торговых площадей в небольших поселениях дореволюционной Белоруссии”. Идея экомузея – музея под открытым небом, где сохранена или воссоздана естественная историческая среда, традиционная для данного народа, – необычайно популярна сегодня во всем мире. Гольшаны представляются наиболее подходящим местом для создания экомузея традиционного белорусского местечка. Здесь на небольшой территории компактно сосредоточено множество объектов, интересных с исторической, архитектурной и туристической точек зрения: замок, костел, монастырь, церковь, каплица, городище, торговые ряды, жилая застройка, административное здание гмины, водяная мельница. В совокупности они формируют архитектурно-исторический ландшафт, характерный для местечка. Несомненное достоинство Гольшан – отсутствие ненатуральности, искусственности, так заметных в созданных “с нуля”, практически на пустом месте скансенах. Гольшаны – живое местечко, сохранившее свой неповторимый колорит.

Ответов - 1

admin: Когда-то давно безродный молодой парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу-княжну Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Девушка ответила взаимностью. Об их тайных встречах прознал отец княжны, злобный и мстительный магнат. Почитая жестокие традиции средних веков, он, "блюдя" родовую честь, приказал замуровать юношу в одной из полутораметровых по толщине стен замка. С тех пор и до наших дней по галереям и подвалам замка беспокойно бродит тень Черного Монаха (как прозвали его местные жители), наводя смертный ужас на случайных прохожих... Одна из самых старых и знаменитых легенд в Гольшанах – о Белой Даме. Четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок те получат большое вознаграждение. Сперва все шло как по маслу, работа спорилась. И вдруг напасть какая-то: одна из стен монастыря рушится без каких-либо причин. В качестве работы каменщиков не стоило сомневаться, они свое дело знали. Но каждый раз уже трижды перестроенная стена вновь обваливалась. Словно некие темные силы вовсю старались помешать богоугодному делу. И вот, посовещавшись, строители решились на страшный поступок: первая из жен, которая принесет рабочим завтрак, будет принесена в жертву – замурована в злосчастную стену. Ночь напролет молился недавно женившийся рабочий, чтобы его молодая супруга, всегда первой прилетавшая на крыльях любви, на этот раз припозднилась. Но тщетно, девушка опередила всех. И поплатилась за это жизнью... С той поры уже на протяжении трехсот лет по коридорам монастыря скитается неприкаянная душа молодой женщины. Не удивительно, что она недолюбливает мужчин. Каждый из них, повстречавшись с призраком ночью, выходит на утро практически седым. По свидетельствам очевидцев, несчастный попадает в некую зону, полностью лишенную законов гравитации. Обливаясь холодным потом, он может целую ночь бегать по помещениям, спасаясь от жуткого наваждения, но так и не найти выхода. При этом ориентация в пространстве у жертвы полностью потеряна – многие утверждают, что бегали по потолку. Но это только начало истории. Несколько лет назад реставрация монастыря была в полном разгаре. Необъятные его подземелья, заваленные почти до потолка, рабочие день за днем терпеливо расчищали. Однажды двое из них, разбирая стену, наткнулись на полость внутри: после непродолжительного осмотра ее стало ясно, что за кладкой находятся останки замурованной заживо женщины. Неужели той самой? Появился шанс навеки упокоить призрачную душу, отпев ее в храме. Однако кости были преданы строителями земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины умерли один за другим в течение четырех месяцев. Неизвестным осталось и место захоронения останков. Самое интересное: по стене, как и 300 лет назад, пошла глубокая трещина... С этого момента Белая Дама стала частым гостем в стенах монастыря и прилегающих к нему окрестностях. Очевидцев, наблюдавших девушку-привидение за последние пару-тройку лет больше, чем за все время существования здания. Так, сотрудники Гольшанского филиала Национального художественного музея РБ едва ли не ежедневно сталкиваются с разной "чертовщиной": то беспричинные многодневные постукивания в оконные стекла слышат, будто кто камешки бросает; то задремавшим работникам чья-то незримая рука тумаки отвешивает. А директору филиала музея Чеславе Окулевич доводилось даже тонкую прозрачную дамскую руку видеть, тянувшуюся к настенному выключателю. Немалого страху натерпелись ночевавшие в монастыре две столичные журналистки. Пока одна девушка мирно посапывала, вторая любовалась выразительным сводчатым потолком. Вдруг, прямо на ее глазах, в одном из углублений стены стала концентрироваться какая-то тень, превращаясь в подобие холста или школьной доски. Когда тень разрослась до таких размеров, что полностью закрыла окно, словно кто-то мелом нарисовал на "доске" силуэт худенькой девушки, с длинной шеей, в полуистлевшей одежде. И вот это изображение стало плавно двигаться от ниши к окну и обратно, с каждым движением все ускоряясь и увеличивая амплитуду. Раскачалась до такой степени, что стала биться о спинку кровати спящей девушки. Свидетельницу аномалии охватила паника, но ни бежать, ни кричать сил не было, будто парализовало. Неожиданно с плачем вскочила с постели спавшая рядом журналистка – похожий кошмар преследовал и ее, только во сне. За окном занималось утро, а девчатам казалось, что эта "жуть" длилась несколько минут. Довелось поволноваться и местному подростку Саше, надумавшему после полуночи прокатиться на велосипеде возле монастыря. На расстоянии 3–4 метров он увидел зависшую примерно в 20 сантиметрах над поверхностью земли фигуру женщины в белой, похожей на подвенечную, одежде с рукавами ниже пальцев, а вместо лица – черное пятно. Силуэт подзывал мальчика, махая рукой. Парень, бросив велосипед, дал тягу, на бегу ощущая иголочное покалывание в спину. А когда вернулся с дедом за транспортом, призрак исчез, но осталось некое холодное дуновение. О подобных встречах рассказывали и другие гольшанцы. К сожалению, существует угроза утраты редкого ансамбля. Несколько лет назад обрушилась и была разобрана на кирпич одна из стен замка. Тревогу вызывает сложность организации экскурсий по замку в его теперешнем состоянии: большинство экскурсоводов не могут удержать туристов-школьников, взбирающихся на стены и башни, что способствует дальнейшему разрушению памятника. Требует внимания и здание францисканского монастыря.



полная версия страницы